Лодка из пластика своими рукам

Закрыть ... [X]

Содержание:

Технология постройки лодок из пластика

Строить лодки из фанеры с наружным покрытием из стеклопластика быстро и дешево. Я сделал несколько таких лодок, но в дальнейшем от этой технологии отказался. Несмотря на защитный слой пластика, фанера быстро набирает влагу, вес корпуса увеличивается и скоростные характеристики глиссирующей лодки падают. И конечно — прочность фанеры значительно ниже прочности монолитного стеклопластика. При плохой вентиляции и в условиях повышенной влажности фанера быстро разрушается микроорганизмами и расслаивается.

Стеклопластик не имеет перечисленных недостатков, однако постройка из него лодок очень трудоемка. Необходимо сначала изготовить болван или матрицу, отформовать на них пластиковый корпус, затем в него вклеить набор. Изготовление болвана или матрицы оправдывается при постройке хотя бы 4-5 лодок, но найти столько любителей строить одинаковые корпуса довольно трудно.

Я применил другую технологию. Конструкция набора корпуса практически не отличается от лодки с фанерной обшивкой. Сначала на стапеле устанавливаются шпангоуты, вырезанные из фанеры толщиной 12-16 мм (все их соединения склеиваются «на ус» эпоксидным клеем); далее в них врезается киль, а затем — стрингера. Днищевые стрингера рекомендую делать из дуба, бортовые — склеивать из нескольких сосновых или еловых реек. С кромок набора, прилегающих к наружной обшивке, снимается малка.

Вся наружная поверхность корпуса разбивается на участки, в пределах которых его можно обшить одним плоским листом стеклопластика. С каждого участка снимается шаблон из картона или плотной бумаги. Пластик в виде листов выклеивается на столе, причем для ускорения полимеризации используются горячие утюги. Все работы по изготовлению листов пластика необходимо вести вне помещения, поскольку разогретая смола обильно выделяет летучие компоненты, которые токсичны. На столе расстилается калька, служащая разделительным слоем, на нее накладываются 3-5 слоев стеклоткани, затем на всю площадь ткани, по возможности равномерно, наносится эпоксидная смола, приготовленная с введенными в нее пластификатором и отвердителем, и проглаживается утюгом. Вязкость разогретой смолы снижается, благодаря этому связующее хорошо пропитывает все слои в пакете стеклоткани. На те места, где связующего оказалось недостаточно, можно нанести новую порцию смолы и снова прогладить утюгом. Следует помнить, что оптимальное соотношение (по весу) связующего и стеклоткани находится в пределах от 40:60 до 50:50.

Чем больше утюгов используются для проглаживания (работать удобнее двоим), тем быстрее получается пластик. Утюги необходимо периодически очищать от налипшей смолы с помощью остро заточенного сапожного ножа или лезвия железки от рубанка. Процесс частичной полимеризации наступает через 20-30 минут, при этом материал приобретает жесткость. Нельзя утюг задерживать на одном месте, так как нагретый участок может сильно приклеиться к утюгу и заготовка пластика окажется непригодной.

После того, как материал станет достаточно жестким, но его еще можно легко резать ножом, оставляя ровные края среза, на стеклопластиковый лист накладывают шаблон и по нему обрезают лист будущей обшивки по кромкам. Кромки набора корпуса лодки, к которым будет приклеиваться пластик, заранее промазывают эпоксидным клеем. Торцы фанерных шпангоутов приходится смазывать клеем несколько раз. Затем заготовку из пластика накладывают на набор калькой наружу и крепят к нему мелкими гвоздиками, обеспечивая плотное прилегание склеиваемых поверхностей.

Кальку с обшивки в дальнейшем удаляют шкуркой. Делать это можно при помощи дрели, наклеив шкурку на фибровый диск.

Если при укладке листа на набор он будет провисать между шпангоутами, то приклеивать его не следует. Нужно заготовку прикрепить вертикально на солнцепеке или близ батареи парового отопления для продолжения полимеризации связующего. При этом надо периодически проверять, чтобы заготовка не стала настолько жесткой, что пластик трудно будет пробить мелкими гвоздями или затруднится изгиб листа по обводам.

Таким образом, заранее выклеенными листами закрывается вся поверхность корпуса, начиная с кормы. На стрингерах кромки отдельных листов приклеиваются встык; на шпангоутах из-за их малой толщины — внахлестку. Перекрытие кромок не должно превышать толщины фанеры шпангоута.

Соединение кромок листов стеклопластики на стрингерах (а)

1 — листы стеклопластика; 2 — эпоксидная шпаклевка; 3 — стрингер;

4 — гвоздь; 5 — шпангоут.

Затем все неровности шпаклюют эпоксидной шпаклевкой и дают корпусу постоять двое-трое суток. После этого корпус можно ошкуривать, а затем обклеивать его дополнительными слоями стеклоткани до нужной толщины обшивки. При нанесении последнего слоя стеклоткани в эпоксидную смолу добавляют красящий пигмент. Далее обшивку шлифуют, если есть необходимость — окрашивают, переворачивают и приступают к работам внутри корпуса.

Построенный мною таким образом катер ходит уже 8 навигаций. Его длина 8,5 м, высота борта 1,2 м, ширина 2,6 м; двигатель — «ЗМЗ-53». Во время эксплуатации было несколько случаев наезда на топляки, и хотя набор получал повреждения при сильных ударах, течи не было. Набор от обшивки не отстает, а ремонт после встречи с топляком не требует больших затрат времени. Сейчас таким же способом заканчиваю постройку десятиметровой яхты. В том, что получится конструкция легкая, прочная, долговечная, — сомнений нет.

Л. Нефедов, г. Пермь.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы.

Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.

Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.

Тюнинг, доработка серийных лодок.

Отечественные и зарубежные лодочные моторы.

Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.

Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.

Любителям подводной охоты.

Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.

Вся территория бывшего СССР.

примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Портативную мини-лодку «Гуппи» я — владелец 6-метрового катера — и мой товарищ по увлечению — автолюбитель и рыбак — спроектировали и построили, руководствуясь прежде всего необходимостью иметь бортовой тузик для катера и лодку-картоп для автомобиля. Исходя из этого условия, вес лодки не должен был превышать 25 кг, чтобы была возможность свободно переносить ее по суше, а при необходимости силами одного человека, причем без особых затруднений, грузить на багажник машины или рубку катера и спускать на воду.

Суденышко должно было «вписываться» в габариты автомашины и рубки катера. Наконец, нас не устраивали разборные конструкции: хотелось иметь лодку жесткую, надежную, непотопляемую и долговечную, обладающую удовлетворительной мореходностью и остойчивостью.

Идею подсказал проект лодочки «Джек Шпрот», опубликованный в № 55 «КиЯ» (см. здесь), но корпус мы решили строить из стеклопластика. Из реек и тонкой фанеры изготовили болван. Для образования отбортовки-планширя по верхней кромке борта лодки болван опоясали брусьями, имеющими желобки, а в носовой и кормовой частях приделали три формы для выклеивания ручек для переноски лодочки. На днище болвана прикрепили киль и два стрингера, которые, образуя в обшивке высадки, должны были повысить продольную жесткость судна и устойчивость на курсе.

1 — корпус; 2 — носовая банка; 3 — киль; 4 — кронштейны банки; 5 — центральная съемная банка;

6 — подуключина (носовая пара подуключин не показана); 7 — кормовая банка.

Тщательно прострогав поверхность болвана, нанесли на нее полужидкое мыло в качестве разделительного слоя. Когда мыло подсохло, поверхность отполировали суконкой, нанесли второй слой и снова отполировали. Из стеклоткани вырезали восемь кусков длиной по три метра каждый. Для придания зеленого цвета в приготовленное связующее (полиэфирная смола) добавили двуокись хрома (2 столовых ложки и 20 г отвердителя на литр смолы). На процесс формования корпуса потребовалось 3 часа; было израсходовано 24 м стеклоткани, 8 л полиэфирной смолы, 160 г отвердителя и 16 столовых ложек двуокиси хрома.

Через четыре дня корпус лодочки сняли с болвана. Внутренняя поверхность суденышка оказалась значительно лучше, чем наружная. Поэтому второй корпус решили формовать не по болвану, а использовать корпус уже сделанной лодочки в качестве матрицы. Технология формования осталась прежней. Трехметровые куски стеклоткани замачивали в 1 л связующего и укладывали, перекрывая киль, сперва по одному борту, затем по другому. Когда были уложены три слоя, полость киля и стрингеры заполнили пенопластом, а затем уложили четвертый слой стеклоткани.

Для формования носовой и кормовой банок заранее изготовили из тонкого пенопласта вертикальные и горизонтальные стенки, которые установили в корпус. На формование банок были использованы обрезки стеклоткани и только два верхних слоя уложили из цельных кусков. Формование банок заняло 4—5 ч. При этом мы обеспечили герметичность объемов под банками, чтобы получить аварийный запас плавучести.

Через четыре дня готовый корпус вынули из матрицы. Для крепления подуключин в отбортовку были заформованы четыре деревянных бруска соответствующего сечения длиной до 200 мм, в ручки помещен пенопласт. После того как смола полимеризовалась, были обработаны все острые кромки.

Две пары под уключин расположили на 1/3 длины соответственно от транца и носа, поэтому, если в лодке находится один человек, то он сидит спиной вперед на средней банке. При этом судно идет на ровном киле без дифферента. Если в лодке два человека, то пассажир располагается на кормовой банке, а гребец — на носовой. Среднее сиденье можно снять, что удобно при рыбалке и прогулках вдвоем, а также позволяет регулировать дифферент при разных случаях нагрузки лодки. Весла длиной 1710 мм оказались наиболее удобными.

После окончательной отделки мы получили лодочку, имеющую привлекательный внешний вид. Благодаря введению пигмента в состав смолы удалось получить устойчивую окраску корпуса, которая не нуждается в ежегодном обновлении. Лодочка была испытана на Неве, Свири, Луге, Ладожском озере. Она оказалась весьма остойчивой, неплохо вела себя на волнении, непотопляемой. Мы полностью заполняли лодку водой, и при этом она сохраняла положительную плавучесть с сидящими в ней двумя человеками. Лодочка была испытана при плавании на ней трех взрослых человек общим весом 270 кг. «Гуппи» выдерживает и четырех человек — двоих взрослых и двоих детей (но это при спокойной погоде).

По имеющейся матрице уже сделано восемь корпусов. Все без исключения владельцы лодочек остались довольны. Полагаю, что конструкция «Гуппи» может заинтересовать и промышленность.

В приводимых чертежах учтены недостатки, которые были выявлены при эксплуатации. Например, уменьшены размеры банок — кормовой и носовой, что необходимо для более удобного расположения гребца и пассажиров. Увеличена высота киля и стрингеров. Слани в лодочке не нужны: днище достаточно жесткое и прочное.

В. Сонкин, «Катера и яхты», 1986, №04(122)

Рыбалкой люди увлекаются издавна. Всегда хорошо посидеть у реки с удочкой в руках, отдохнуть на природе и подышать свежим воздухом. Но множество рыбы водится на глубине вод, далеко от берега, поэтому желание иметь хорошую лодку естественно, тем более, что вариантов для ее собственного изготовления сегодня известно немало.

Лодки бывают разными: деревянными, резиновыми, их ПВХ, стеклопластика. Чем хорош новый стеклопластик, каковы его преимущества и недостатки, как из него построить лодку самостоятельно, выясним подробнее в данной статье.

Лодка из стеклопластика

Стеклопластик считается самым дешевым и надежным материалом для производства лодок. На него не действует сырость, плесень, заражение грибком. Материалом не питаются грызуны, поэтому лодки хорошо хранятся в гаражах, любых складских помещениях. Главное, при производстве правильно склеить волокно, чтобы не было щелей и проникновения влаги внутрь корпуса.

Преимущества и недостатки стеклопластиковых лодок

К основным преимуществам материала можно отнести:

  • респектабельный внешний вид;
  • надежность;
  • долговечность;
  • водонепроницаемость;
  • доступный по цене.

Лодки имеют множество плюсов конструктивного характера:

  • Возможность производить замену масла в двигателе в полном объеме. Мало, залитое ниже максимального уровня, начинает пениться, мотор перегревается.
  • Изготовить лодку можно как с килем, так и с плоским дном, что очень удобно для применения на мелководье.
  • Можно изготовить более сложный обвод для корпуса, что значительно повысит ходовку судна,им легче будет управлять. При переходе на глиссирующий режим большая мощность мотору не понадобится, расход горючей смеси существенно снизится.
  • Стеклопластик не боится резких перепадов температуры, не стирается при соприкосновении с дном реки, не повреждается при ударах.
  • Пробоины не сложно ремонтировать самостоятельно при помощи эпоксидной смолы и стеклоткани.
  • Данные лодки не нужно накачивать, им не страшны проколы, трещины. При наличии пенополаста в конструкции, а также герметичных полостей в лодке, заполненных воздухом, потопить лодку просто невозможно.
  • Изготовление лодки, а также обводы корпуса могут быть практически любой конфигурации.

Требования к конструкции

Стеклопластик является уникальным материалом и прекрасноподходит для самодельного производства лодок. Удобство, легкость и долговечность – основные качества данного материала. То — же самое относится и к конструкции. Строить стеклопластиковые лодки легко, главное, правильно склеить волокно для водонепроницаемости лодки на воде.

К конструкции предъявляют следующие требования:

  • Максимальная жесткость бортов лодки. Толщина фанеры используется не менее 1,2 см., накладывается двойным слоем.
  • Края бортов должны быть идеально ровными, иначе лодка будет неустойчива на воде. Для этого борта шпатлюются.
  • Уложенное в формочки стекловолокно обязательно нужно смазывать воском.
  • В материале не должен скапливаться воздух, поэтому стеклопластик наносится на матрицу послойно, в 5- 6 слоев.

Проектирование

Изготовление самодельной лодки начинается с чертежа. Посмотреть чертежи можно в интернете, или разработать самостоятельно при помощи программы AutoCAD. Также согласно чертежу изготавливается матрица. Для ее производства потребуется болванка, либо формочка. При проектировании учитывается жесткость материала, выравнивание бортов до идеальной ровности, чтобы не было крена на воде.

Изготовление матрицы

Матрица считается самым сложным этапом при изготовлении лодки своими руками. Для ее производства нужно обзавестись стекломатом, валиками, кистями, наждачной бумагой, полиэфирной смолой, шлифовальной машинкой, пылесосом, дрелью, ножницами.

  • прикрепить к каркасу шпангоуты;
  • после установки шпангоутов крепятся бортики из фанеры. Нос матрицы должен основательно крепиться в борту;
  • матрица должна быть жесткой, поэтому для краев бортиков нужно подобрать двухслойную фанеру, толщиной в 12 мм;
  • для ровности бортики выравниваются и ошкуриваются;
  • на матрицу наносится полиэфирная шпаклевка;
  • лодка должна иметь ровные борта, поэтому разумно воспользоваться шаблонным шпателем;
  • важно правильно сделать разметки на лодке, ее форма должна быть идеальной;
  • далее переходим к деревянному килю, его наличие сделает ход как весловой, так и моторной лодки плавным, легким, штормить в стороны ее не будет;
  • изготовленный из дерева киль сверху покрывается полиэфирной смолой;
  • чтобы поверхность бортиков матрицы была идеальной, киль нужно снять;
  • довести борта до совершенства и идеальной формы матрицы;
  • стекломат к бортам нужно прикатать, для этого он укладывается сначала на один борт, потом на второй;
  • для выдавливания лодки из матрицы встраиваются нипеля;
  • при наличии стеклопластиковых седушек, их матрицу также нужно подогнать по месту своего предназначения.

Изготовление лодки

Изготовление лодки является ключевым моментом при ее производстве. Нужно запастись гелькоутом, полиэфирной смолой, стекломатом, ножницами, разделительным воском, валиками, затвердителем, веслами, наждачной бумагой, подуключинами и уключинами.

  • согласно технологии матрица обмазывается полностью разделительным воском в 4 слоя, после чего наносится гелькоут для внешнего слоя лодки;
  • параллельно бортам лодки устанавливаются седушки из стеклопластика;
  • для жесткости и прочности конструкции стекломат прикатывается в 5 слоев;
  • срезается лишняя бахрома, седушки вклеиваются при помощи клея;
  • прикручиваются уключины;
  • борта лодки основательно зашкуриваются наждачной бумагой;
  • готовая лодка погружается на багажник;
  • снаружи и внутри лодку можно покрасить гелькоутом, но это совсем не обязательно.

Используя данную последовательность при изготовлении лодки, конструкция получится легкой, прочной, устойчивой на воде, долговечной и весьма привлекательной. Заднюю банку не нужно делать слишком узкой. Седушки останутся плавучими даже, если лодка полностью перевернется на воде.

Стеклопластиковый корпус лодки схож по структуре с железобетонной конструкцией. Стеклоткань является эластичным материалом, его можно сгибать, придавать любую геометрическую форму.

Следуя четким инструкциям, несложно лодку изготовить своими руками, и достаточно легкое и удобное в эксплуатации судно будет способствовать на протяжении многих лет хорошему отдыху и удачной рыбалке.

  • <//a>
  • <//a>

    Отменить ответ

    My Own Ship — интернет-журнал для владельцев водного транспорта © Копирование материалов сайта без размещения активной ссылки на наш ресурс-источник запрещено.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Построить стеклопластиковую лодку в гараже - Cтеклопластиковое судостроение Как собрать гостиную самостоятельно

Лодка из пластика своими рукам Лодка из пластика своими рукам Лодка из пластика своими рукам Лодка из пластика своими рукам Лодка из пластика своими рукам Лодка из пластика своими рукам

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ