Как сделать микс из миксов


как сделать микс из миксов

 

 

Работа с динамическим диапазоном

Конечно, «искажающая компрессия» от перегруженных аналоговых устройств может звучать очень приятно, однако, этим процессом зачастую трудно управлять, да и искажение, собственно говоря, не всегда бывает нужным. Поэтому, для управления динамикой звуковых сигналов разработаны специализированные процессоры – компрессоры и ограничители. Типичный компрессор имеет такой параметр как порог. Если сигнал превышает его, то в компрессоре включается подавление, и он начинает «отталкивать» его обратно. В результате, общий уровень несколько понижается. Чтобы компенсировать это, в процессоре предусмотрен регулятор выходного уровня. Поскольку «выступающие» звуки теперь стали тише, а всё остальное осталось без изменений, то Вы можете поднять общий уровень сигнала, и, как следствие, повысить его воспринимаемую громкость. Не забывайте, что в зависимости от режима работы детектора (Peak или RMS), компрессор будет по-разному реагировать на поступающий сигнал.

Проблема компрессии в том, что она реагирует только на громкие элементы сигнала. Это означает, что во многих современных рок и поп-миксах, большая часть подавления будет вызываться такими инструментами, как большой и малый барабаны. Что же делать? Если установить слишком быструю атаку, барабаны могут стать вялыми и плоскими; если же использовать более медленную атаку, то транзиенты пройдут незатронутыми и сохранят энергию, но при этом останутся пики, мешающие поднять громкость.

Так как же решать эту проблему? Первый, и самый очевидный способ – это управлять динамикой непосредственно в индивидуальных треках. Выбор инструментария, в основном, зависит от личных предпочтений. Обычный выбор – это компрессия. Зачастую, два последовательно включённых компрессора со сравнительно щадящими настройками более аккуратно обращаются с оригинальным звуком, нежели один прибор с тяжёлыми параметрами компрессии. Также, часто используется комбинация из компрессора (компрессоров) и ограничителя. Поскольку ограничитель будет ловить пики, то Вы сможете компенсировать 3 или 4 децибела пикового уровня, при этом не уплющивая транзиенты компрессором.

Если компрессор и ограничитель всё-таки ослабляют яркость транзиентов, Вы можете использовать эквалайзер или гармонический энхансер, чтобы компенсировать это явление. Тем не менее, старайтесь не переусердствовать с этим на стадии сведения, поскольку многие вещи можно сделать при мастеринге. Попытка сделать сырой микс таким же громким, как отмастерённый коммерческий трек – не самое лучшее занятие.

 

Клиппинг

Преднамеренный клиппинг может усилить громкость, поскольку он поднимает средний уровень сигнала и добавляет гармоники, в том числе и в той части спектра, к которому наш слух наиболее чувствителен. Опять же, пользоваться им нужно с крайней осторожностью, поскольку он может запросто испортить любую самую прекрасную запись.

Аналоговый клиппинг через A/D-конверторы (когда сигнал выводится из компьютера, пропускается через какое-то усиливающее устройство и возвращается обратно) более простителен, поскольку здесь генерируются гармонические искажения, лежащие выше «подрезанных» фундаментальных частот. А вот цифровой клиппинг генерирует негармоническое альясинг-искажение, и добавленные артефакты лежат ниже их. Кроме того, аналоговое гармоническое искажение музыкально связано с фундаментальными частотами, тогда как цифровое негармоническое искажение связано с частотой дискретизации, а не с музыкальным источником.

В случае с шумоподобными звуками (тарелки, малый барабан, клап и так далее), негармоническое искажение будет таким же шумом, как источник. В некоторых случаях, оно даже пойдёт на пользу. Но, если цифровой клиппинг возникнет в источниках с богатой гармонической структурой (пианино, голос), звучание сразу станет неестественным и неправильным. Причём, это будет заметно даже при минимальных негармонических искажениях. То же самое относится и к полному миксу.

 

Параллельная компрессия

Если обычная компрессия зачастую повреждает транзиенты, делая звучание безжизненным, то параллельная компрессия может стать эффективным инструментом борьбы с этим явлением, причём, как в процессе сведения, так и мастеринга. При данной методике компрессор вставляется во вспомогательную шину, и на него делается посыл как на эффект (как если б Вы использовали ревербератор или дилэй). Если Вы делаете это в DAW, то удостоверьтесь, что в плагинах включена компенсация задержки, поскольку оригинальный и обработанный сигналы должны быть абсолютно синхронизированы.

При параллельной компрессии обычно настраивается достаточно высокое отношение (Ratio) и такой порог, при котором подавление составляет 20 – 30 dB (в зависимости от источника). Используйте быструю атаку и такое восстановление, чтобы слышимый пампинг подчёркивал ритм песни. Смешивая обработанный сигнал с оригиналом, Вы заставите его звучать полнее, громче и "качовее". Чтобы эффект был заметен, обычно достаточно небольшой инъекции: -15 dB или около того относительно сухого сигнала. Уровень обработанного сигнала настраивайте только канальным фейдером вспомогательной шины, в которую загружен компрессор. Не пользуйтесь регулятором уровня посыла, ибо он влияет на работу компрессора.

Поскольку обработанный сигнал сильно сжат, то имеет практически постоянный уровень. При громких пиках в чистом сигнале он составляет лишь малую часть того звука, что мы слышим. Однако, когда чистый сигнал становится тише, пропорция изменяется в сторону обработанной версии. Суть такова, что вместо того, чтобы уменьшать динамический диапазон путём подавления пиков, мы достигаем этого, поднимая уровень тихих звуков. Эта методика также удлиняет перкуссионные звуки, что тоже способствует увеличению громкости. Кроме того, барабаны сохраняют своё дыхание и живой драйв, поскольку основа звука не затрагивается тяжёлой компрессией.

 

Обработка мастер-шины

Чем больше внимания Вы уделяете формированию индивидуальных звуков, тем меньше надо будет полагаться на какую-то глобальную обработку мастер-шины своего микса. Некоторые звукоинженеры предпочитают вообще не пользоваться такими вещами, но когда Вы стремитесь к максимальной громкости, обработка мастер-шины может сыграть решающую роль.

Самый популярный инструмент для такой обработки – это компрессор. В принципе, нет никаких фундаментальных различий в том, где он будет использован – на мастер-шине или на чём-то другом. Хотя, есть определённые нюансы. Эта проблема подробно исследована в статье Уилла Хааса «Сведение через компрессор», так что, если Вам это интересно, можете её изучить.

Выбор мастер-компрессора – это крайне важное решение, поскольку придётся обращаться со сложным материалом и учитывать тональные особенности самого процессора. Обычный уровень подавления при такой обработке – не больше 3 – 4 dB. Небольшие значения Ratio и низкий порог дают более прозрачные результаты, также, как и использование нескольких последовательно включённых процессоров. Параллельная компрессия тоже приветствуется здесь, хотя, Вы зачастую сможете обнаружить, что потребуется менее агрессивное подавление, нежели было предложено раньше.

Существует два подхода к тому, когда подключать компрессор. Первый – это вставлять его в самом конце сведения, чтобы добавить слитности и громкости. Зачастую, это можно безболезненно отложить до стадии мастеринга. Второй подход – это вставлять компрессор в самом начале работы и изначально сводить весь микс через него. У этого метода тоже есть свои плюсы и минусы, о чём более подробно можно почитать в статье «Сведение через компрессор».

Эквалайзер тоже может выступать в роли такого мастер-процессора, хотя и применяется намного реже, чем компрессор. Наряду с вышеописанным высокочастотным повышением, часто применяется обрезной НЧ-фильтр, который стоит перед компрессором и препятствует сверхнизким частотам негативно влиять на его работу. Вы также можете использовать такой фильтр в боковой цепи мастер-компрессора, что заставит детектор игнорировать низкочастотные звуки, такие, как большой барабан и бас. Как результат – более чистый звук с менее заметным пампингом.

Конечно, Вы можете добиваться именно пампинга, поскольку он даёт ощущение, что микс стремится вырваться на свободу из своих цифровых границ. До некоторой степени, это подражает защитной компрессии, имеющейся в человеческом слуховом аппарате, которая проявляется при воздействии очень громких звуков. Аналогичный эффект можно получить, управляя компрессором через боковую цепь от большого барабана. Атака должна быть настроена так, чтобы удар барабана успевал пройти, прежде чем включится подавление. Восстановление должно быть синхронизировано с темпом песни, чтобы уровень успел вернуться к исходному значению как раз перед следующим ударом. В принципе, подобный, пусть и не настолько заметный эффект, можно получить без всякого внешнего сайд-чейна, просто правильно настраивая параметры атаки и восстановления.

Нет ничего страшного в том, что на мастер-шине стоит эквалайзер. Однако, желательно тщательно обдумать то, что с его помощью Вы пытаетесь получить. Во многих случаях, более продуктивно вернуться к индивидуальным дорожкам и в них сделать нужные корректировки. Помните, что лучший способ сделать какой-то звук громче – это просто понизить другие элементы микса. Не забывайте, что компрессор будет по-разному реагировать в зависимости от того, где стоит эквалайзер – до него или после. Оба подхода применимы, и Вы даже можете одновременно использовать и тот, и другой. «Предкомпрессорный» (или в боковой цепи) – для того, чтобы избавиться от проблемных частот, а «послекомпрессорный» – чтобы сформировать нужный тон.

 

"Премастеринг"

В процессе сведения желательно не упустить одно важное действие, а именно, попытаться оценить, как повлияет на микс дальнейшая динамическая обработка – например, при мастеринге или при трансляции на радио и телевидении. Компрессия и ограничение имеют свойство подчёркивать доминирующие частоты, поэтому тональный баланс микса требуется оценивать с учётом подобной обработки. Понятно, что нельзя точно предугадать, какие параметры обработки будет использовать мастеринг-инженер, но всё равно полезно вставить компрессор и лимитер в мастер-шину своего микса, и прикинуть, чего можно ожидать.

В компрессоре установите низкое значение Ratio и отрегулируйте параметры так, чтобы на пиках подавление в компрессоре и лимитере было 3 – 4 dB. Не стоит держать эти процессоры постоянно включёнными и сводить через них. Лучше активировать в них обход и время от времени включать, слушая, какой эффект они оказывают на микс (аналогично тому, как Вы периодически делаете проверку на моносовместимость).

Даже если Вам нравится оказываемый эффект и Вы убедились, что обработка не вредит миксу, всё равно не забудьте отключить её перед финальным миксдауном. Вы всегда сможете сделать альтернативный «максимизированный» микс, чтобы показать мастеринг-инженеру тот вид тонального баланса и громкости, к которому стремитесь.

 

"Домашний" мастеринг

Главная причина, почему люди обращаются к профессиональным мастеринг-инженерам – это их опыт и слух (плюс набор соответствующего оборудования). Вряд ли Вы сможете самостоятельно добиться такого же качества, как при профессиональном мастеринге, но при грамотном подходе можно и в любительских условиях получить очень неплохие результаты. Понятно, что у Вас не будет такой же прецизионной акустики и мониторинга, как в профессиональной студии, но если Вы будете проверять свои миксы на различных системах воспроизведения и делать соответствующие корректировки, добиваясь приемлемого звучания на всех, то у Вас неплохие шансы. Мастеринг имеет массу аспектов, но в рамках данной статьи мы сконцентрируемся на тех процессах, которые дадут Вашему миксу громкое и отличное звучание (или, при неправильном использовании – громкое и мерзкое!)

Цепь обработки обычно включает эквалайзер, стоящий до или после компрессора (или там и там). Будем считать, что Вы не являетесь счастливым обладателем каких-то эзотерических устройств, поэтому подберите для себя хороший плагин. Эмуляции пассивных эквалайзеров, таких, как Pultec или Manley Massive Passive, звучат наиболее вкусно. Лёгкое среднечастотное понижение и децибел высокочастотного полочного повышения аккуратно прояснят звучание – но это максимум того, в чём нуждается микс. Если требуется более радикальное вмешательство, то лучше снова обратиться к сведению и сделать регулировки в индивидуальных треках.

Теперь, что касается динамической обработки. Обычно используется широкодиапазонный компрессор с очень низким значением Ratio (1,1:1 или 1,2:1). Порог устанавливается так, чтобы на пиках подавление составляло 4 – 5 dB. Такое низкое отношение помогает получить более связное общее звучание и не потерять воздействие транзиентов. Компрессоры с автоматическим временем восстановления хорошо подходят для этой задачи, поскольку оптимальные параметры могут изменяться на протяжении всей песни.

И, в самом конце цепи (по крайней мере, последний процессор перед дизерингом), мы ставим лимитер. Я считаю, что параметр Ceiling (потолок) не стоит устанавливать на 0 или -0.1 dBFS, как это предлагается в большинстве пресетов. Вместо этого, лучше установить значение -1dBFS или даже немного ниже. Это даст дополнительный хэдрум для цифровой фильтрации, используемой в процессе MP3-кодирования или реконструировании звуковой волны в D-A-конверторе (смотрите главу «Измерение»). Обычно, достаточно 3 – 4 dB подавления, но не слишком полагайтесь на индикацию и позволяйте своим ушам решать, насколько «правильным» получается звучание. Избыточное количество компрессии и/или ограничения может привести к неразборчивому, агрессивно «крикливому» звучанию, которое просто трудно слушать. Поэтому, хорошенько подумайте, стоит ли гнаться за максимальной громкостью, если это может подтолкнуть конечного потребителя Вашей продукции к тому, чтобы убавить уровень воспроизведения, либо вообще выключить песню из-за того, что она звучит неприятно!

Базовая конструкция «компрессор + лимитер» часто усиливается дополнительной динамической обработкой. Первый подход – это поставить после вышеописанного «нежного» компрессора второй, с более высоким значением Ratio (в районе 2:1 или 4:1), который немного прижмёт пики, прежде чем сигнал поступит в ограничитель. Если Вы сможете придавить их на 2dB и избежать при этом очевидного звукового повреждения, то, как следствие, получите 2 дополнительных децибела громкости. Второй подход – это использовать ламповое оборудование или аналоговую ленту (или их эмуляции, типа UAD Ampex или Tone Boosters Ferox), чтобы добавить лёгкую естественную компрессию.

 

M/S-обработка

Громкий микс должен быть большим и широким, и тут на помощь приходят различные способы манипулирования стереобазой и панорамой. Во время мастеринга часто полезно рассматривать микс как комбинацию монофонического и пространственного сигналов (Mid/Side), нежели как просто правый и левый каналы. К примеру, нет ничего необычного в том, что трек имеет жёстко уплющенный центральный компонент и намного более динамичный пространственный. Вероятно, Вы воспримите такой трек как более громкий и динамичный по сравнению с другим, который имеет аналогичный крест-фактор, но с одинаковым значением для центрального и бокового сигналов.

Баланс между этими сигналами влияет на общую тональность микса – обычно, чем больше уровень пространственного компонента, тем ярче звучание. Как следствие, может измениться и общий уровень. Поэтому, имеет смысл помещать любой M/S-расширитель перед ограничителем.

Многие M/S-расширители имеют функцию преобразования в моно сигнала, лежащего ниже определённой частоты. Эта техника раньше использовалась при мастеринге виниловых дисков, но и для наших поисков максимальной громкости она тоже полезна. Помещая басовые частоты в центр, Вы гарантируете, что их энергия распределена одинаково между левым и правым каналами любого динамического процессора – не говоря уж о громкоговорителях во время воспроизведения. Кроме того, это может добавить плотности и основательности низким частотам.

Авторы: Пол Уайт и Мэтт Хаутон.
Перевод подготовил: Бережной Вячеслав.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как создать собственный музыкальный микс (для танцев или группы поддержки) Костюм своими руками из открыток

Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов Как сделать микс из миксов

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ